Модернизируя, ориентируйся на практику: эксперты обсудили подготовку будущих юристов

«В России сейчас 270 образовательных учреждений обучают студентов по специальности «Юриспруденция» – это 30 процентов от общего количества вузов. Всего же в нашей стране на сегодняшний день 603 000 человек учится на юрфаках, то есть 11 процентов от общего числа студентов в РФ», – такими статистическими данными открыл конференцию «Лучшие международные практики высшей юридической школы» ректор МГЮА Виктор Блажеев. По его словам, нужно очень тщательно выстраивать многоступенчатую модель подготовки юристов с учетом современных реалий. Блажеев считает, что важно услышать предложения от работодателей: требования, которым, по их мнению, должен отвечать выпускник.

Проректор МГЮА Лариса Петручак рассказала, что делают в этом направлении в стенах вуза. «Мы стали ориентироваться на международный опыт – готовить юриста, востребованного на рынке труда», – объявила она. Она отметила, что в МГЮА пытаются сочетать классические традиции и инновации по подготовке и разработке модели современного выпускника, готового к работе в различных отраслях права. Для этого в МГЮА в том числе внимательно изучают опыт магистерских программ и подготовки бакалавров из других университетов со всего мира. При этом, по словам проректора, очень важно понимать, что необходимо "подготовить юриста, который способен к различным видам правоприменения, а не просто человека, умеющего решать конкретные кейсы».

Одна из образовательных новаций МГЮА – программы, открытые по запросам работодателей, – например, юрист в сфере спорта, шоу-бизнеса и рекламы, энергетического и банковского права. Всего же в вузе сейчас функционирует 26 магистерских программ.

Петручак подробно упомянула об особенностях университетской практики для студентов. В МГЮА пришли к выводу, что повсеместная летняя практика не очень эффективна. Тогда они решили стать экспериментальной площадкой. «У нас есть рассредоточенная практика, которая занимает половину учебного дня. Есть вариант, когда студент один день в неделю, например в пятницу, на протяжении всего семестра ходит на работу. И еще один выбор – 2 недели практики в одном из семестров», – описала Петручак.

Сергей Ковалев, партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» сосредоточился на рассказе о том, какие же специалисты, выходящие из стен вуза, им нужны. Он отметил, что выпускник юрфака должен быть грамотным человеком, готовым обучаться и с таким качеством, как клиентоориентированность. Недавнему студенту необходимо обладать аналитическим умом, умением вести переговоры. Кроме того, он должен быть хорошим и стрессоустойчивым исполнителем. И это, по его словам, еще не весь набор качеств.

Ковалев считает, что сейчас вуз готовит лишь людей с хорошим пониманием права, а всего остального будущим юристам не дает, поэтому работодатели вынуждены сами вырабатывать такие навыки у своих работников.

Именно эта проблема и послужила стимулом к запуску совместной практики с МГЮА для студентов академии: стали брать третьекурсников по трем специализациям – уголовно-правовая, судебная и антимонопольная практики. Для выбора кадров установили две системы отбора: на уровне вуза и внутри компании, где проверяли кандидатов на три главных составляющих – юридическая грамотность, владение иностранным языком и информационная компетентность.

Компания не только смогла отобрать лучших студентов, но и стала растить будущих управленцев из числа опытных сотрудников компании, которые стали наставниками студентам на время практики.

Блажеев отметил, что с запуском подобных проектов у студентов сразу появляется мотивация к учебе, чтобы попасть на работу в солидную фирму.

Начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский признался, что их ведомство ощущает нехватку специалистов в сфере антимонопольного регулирования: «Выпускник юрфака сразу не является эффективным работником. Нам требовалось от полугода до года, чтобы подготовить юриста после университета. Мы были вынуждены доучивать выпускников». Чтобы решить эту проблему на самых ранних путях, под эгидой ФАС уже сейчас организуются свои олимпиады для ребят еще со школьной скамьи.

Николас Аллард – декан Бруклинской школы права – поделился международным опытом подготовки юристов: «Наша школа существует 115 лет. Когда в начале 20 века еще не все принимали на юрфаки женщин и мигрантов, мы брали всех. В этом и был секрет нашего успеха в долгосрочной перспективе». По его словам, сейчас все их выпускники успешно трудоустраиваются и работают по всему миру.

Своеобразный девиз вуза: «Если ты после юрфака не нашел работу, то это не твоя проблема, а вуза». Он считает, что доступ к юридической профессии должен быть открытым и доступным любому желающему независимо от социального статуса и иных возможных барьеров.

«Знаю, что Дмитрий Медведев – тоже юрист. Это честность, справедливость. Право привлекает. Все мы хотим изменить мир, нести справедливость, как тот же Мандела и другие», – в завершение произнес Аллард.

Кольер-Рид Дебби, профессор Кейптаунского университета, обратила внимание на то, что в рамках экзамена студенты должны разрешать и этические дилеммы.

Декан школы транснационального права Пекинского университета Филип Джон МакКонахей рассказал о том, что их учебное заведение – единственное в мире, где дают сразу две степени – доктор права по американской модели и кандидат юридической науки по китайской. По его словам, их миссия – обучить выпускников для понимания разных юридических систем, чтобы они могли работать в любой юрисдикции.

Заключительное слово на конференции получил Владимир Ярков, доктор юридических наук, профессор УрГЮУ. С 1998 года он является приглашенным профессором университета в Париже.

«Те русскоязычные студенты, которым я преподаю в учебном заведении за границей, не хотят возвращаться в Россию. Они остаются трудиться там», – признался Ярков.

Он подробно рассказал о системе созащиты диссертаций совместно с загрничными вузами. Это дает возможность аспиранту получить две степени и хорошую заграничную стипендию.

«Чтобы защитить диссертацию во Франции, претенденту достаточно просто хорошо работать в библиотеке и контактировать с научным руководителем, нет формализованных условий, как у нас – с обязательными ВАКовскими публикациями и другими подобными вещами», – сообщил Ярков.

И что самое грустное: «Уровень зарплаты преподавателя в России не позволяет достойно существовать».

Участники напоследок пришли к выводу, что нужно активнее взаимодействовать между собой, чтобы перенимать и внедрять успешный опыт.

Алексей Малаховский