"Тайна за семью печатями": как обеспечивается финансовая безопасность России

Сейчас законодательство в сфере финансов находится в состоянии «устойчивой неустойчивости», подчеркнула в своем вступительном слове модератор конференции «Финансовая безопасность России» Талия Хабриева (на фото), президент Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, вице-президент РАН. Число изменений в финансовое законодательство растет с каждым годом, и всплески активности приходятся на кризисные и посткризисные годы. Сейчас насчитывается несколько тысяч актов, и подзаконных среди них очень много, как в Советском союзе, сравнила Хабриева. Поэтому необходимо систематизировать законодательство в финансовой сфере, уверена она.

Тему «закономании» подхватил руководитель аппарата счетной палаты Юрий Воронин: "Госдума выполняет «план по валу»: выдает много законов, а потом меняет, когда еще чернила не высохли. Это следствие завышенных ожиданий от права. Нельзя верить в то, что закон автоматически решит какую-то проблему, ведь право вторично, а общественные отношения первичны". «Закономания», по мнению Воронина, выразилась во мнении, что «отрасль не отрасль без закона, и любая корпорация хочет в отношении себя свой закон».

Выделил он и недостатки законотворчества. Все вопросы обычно решаются на «магической стадии» второго чтения Госдумы, но Воронин это считает неправильным. Как позже пояснила Хабриева, если законопроект утвержден на стадии первого чтения – его основные идеи должны оставаться неизменными и во втором, однако так бывает не всегда.

Идеальное законодательство похоже на сложенный пазл, считает замруководителя Федерального казначейства Владимир Зайцев. С одной стороны, в нем нет лакун и возможностей для произвольного толкования, с другой стороны – нет «наложения» одних элементов на другие. Главная задача Казначейства, по словам его замруководителя, – это, по большому счету, создание такой среды, в которой «проще жить по закону». А главный риск – возможность неплатежа в бюджет, который создает на всех его уровнях каскадные задолженности. Зайцев отметил и успехи ведомства: оно стало третьим в стране по «прибыльности» – за счет улучшения качества бюджетного процесса.

Взгляд на региональную бюджетную систему представила Наталья Омелехина, министр юстиции и зампред правительства Новосибирской области. По ее сведениям, каждый федеральный закон «обрастает» в среднем 85 законами регионального уровня. Каждый из субъектов, чтобы его законы не выглядели незначительными или «куцыми», переписывает нормы федерального законодательства, в результате чего местные нормы превращаются в изложение общегосударственных. Признала она и отсутствие стратегического планирования на федеральном уровне.

Финансовое планирование должно быть жестким, и балансирование между оптимистическим и пессимистическим прогнозами только вредит, заявила Омелехина. Еще один недостаток она видит в региональной программной автономии – нет координации с федеральными программами той же направленности, в результате чего местные программы приходится переписывать и подстраивать под российские.

Регионы опережают федерацию в сфере стратегического планирования, подтвердила Ирина Рукавишникова, Председатель комитета по законодательству, государственному строительству и правопорядку Заксобрания Ростовской области. Основная проблема регионов – экономический разрыв между ними, одной из причин которого является несоответствие доходов и расходов, сказала Рукавишникова.

«У нас столько органов финансового регулирования, мы готовы лицензировать, регулировать, а кто будет проводить элементарные ревизии? Каждое ведомство отстаивает только свой интерес, но кто бы занялся черновой неблагодарной работой, которая позволила бы эффективно исполнять бюджет?» – такими вопросами задался замминистра внутренних дел, начальник Следственного департамента МВД Александр Савенков.

Коснулся он и темы преступлений в финансовой сфере. По его словам, сейчас в суд попадает гораздо больше дел, чем до 2014 года: «Молодой следователь заходит в банк, где в правовом управлении работает несколько десятков юристов, получивших образование в лучших вузах в России и за рубежом, и все ждут, как этот следователь начнет работать, как он справится. Могу сказать – мы его научили. Сейчас больше уголовных дел в финансовой сфере направляется в суд, чем до 2014 года. Почитайте «Коммерсант» – он сообщает новости на эту тему каждый день». Но финансовая система не для того, чтобы следователи оттачивали свои навыки, она должна работать добросовестно, подытожил Савенков.

К нему часто поступают обращения в защиту бизнесменов, в которых говорится, что их уголовное преследование незаконно (в частности, делами таких предпринимателей занимается бизнес-омбундсмен Борис Титов). Но, как считает Савенков, институт бизнес-омбудсмена создавался не для того, чтобы ходатайствовать в пользу отдельных бизнесменов. Савенков обвинил Титова в подмене понятий: как утверждает последний, за год было возбуждено около 226 тыс. «экономических» преступлений, но, по словам замминистра, фиксируется каждый эпизод. Например, если 5–10 человек обманули 5–6 тыс. вкладчиков, то каждый эпизод – это отдельное обвинение.

Замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный перечислил основные финансовые риски. Это нерегулируемые правовые методы внедрения новых технологий (например, биткоинов, блокчейнов). С ними, по мнению Ливадного, надо бороться на два фронта. Например, с одной стороны, планируют ввести уголовную ответственность за распространение биткоина, с другой – банкирам и ЦБ стоит предложить законные альтернативы. Еще одна опасность – неправомерное использование бюджетных средств. Этот риск сдерживает эффективная система мониторинга. «Каждая копейка маркирована, посчитана», – прокомментировал Ливадный. Среди политических рисков он выделил не только санкции, но и правовую экспансию – в основном англосаксонских стран. Противопоставить этому можно собственную экстерриториальную экспансию. Еще одна опасность – финансирование терроризма, который объясняется радикализацией мышления.

Алексей Гузнов, директор юридического департамента ЦБ, затронул тему отзыва лицензии у банков, которая является шоком не только для финансовой системы, но и для общества и государства. Стабилизировать финансовую систему в этой части помогает Агентство по страхованию вкладов, которое эффективно проводит санацию 31 банка. Также он выделил такие проблемы, как банкротства с криминальным элементом и вывод активов: «Надо добиться понимания, куда и как уходит имущество».

Подводя итог мероприятию, Ливадный отметил, что тема финансовой безопасности для большинства юристов – это пока "тайна за семью печатями", но докладчики конференции постарались "пролить на нее свет".

Евгения Ефименко