"Практика – удивительная вещь!" - Владимир Плигин рассказал, каким будет новый КоАП

В завершающий день VI Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) с лекцией выступил глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. В ней он рассказал о том, чего ждать от новой, готовящейся редакции Кодекса об административных правонарушениях. 

В документе, помимо общей и специальной частей, появится третий раздел – процедурно-процессуальная часть, где будет прописан порядок рассмотрения арбитражных и административных дел, отметил спикер.

Также планируется, что новый КоАП будет регулировать дела, касающиеся защиты прав неопределенного круга лиц. "В кодекс внесено оспаривание нормативных актов и актов, обладающих нормативными свойствами". Точного определения таких актов он не привел: "Нормативные свойства – вопрос теории, а определение таких актов мы оставили на волю практики–, – сказал глава думского комитета, заметив удивленную реакцию публики в зале, в том числе бывшей судьи Высшего арбитражного суда, а сейчас судьи экономического суда ЕврАзЭс Татьяны Нешатаевой. 

Кроме того, в новой редакции кодекса будет предусмотрено, что судебные представители в таких делах, как оспаривание нормативных актов, должны иметь высшее юридическое образование. Такая практика есть во многих странах: "То, что представитель имеет высшее юридическое образование, создает большую защищенность истца и возможность отстоять интересы", – сказал Плигин. 

Правда, на практике эта норма, которая применяется в соответствии с Кодексом об административном судопроизводстве (КАС), уже привела к тому, что судьи стали требовать у адвокатов копию диплома о высшем образовании, признал Плигин. "Практика – удивительная вещь!" – отметил глава комитета Госдумы. По его словам, усилия по разъяснению этого вопроса в СМИ не увенчались успехом. Однако в новом КоАП это будет отдельно прописано: требовать у адвоката диплома не нужно, достаточно ордера, выданного адвокатским образованием, и удостоверения. 

Новая редакция КоАП в техническом смысле приближает рассмотрение административных дел к арбитражному законодательству: при рассмотрении административных дел у участников, по словам Плигина, будет возможность получать документы в электронном виде и участвовать в процессе в режиме видеоконференции.

В "налоговых" делах, касающихся доначислений, планируется ввести форму судебного приказа – он может быть вынесен в отсутствие стороны, у которой возникает налоговая обязанность, также отметил Плигин. К форме судебного приказа решено было прийти, так как такие дела часто бывают, с одной стороны, очевидными, с другой – затратными для государства. "Около 30–40% граждан не проживает в местах, указанных в регистрации. Возникает вопрос с уведомлением.  С одной стороны – простой вопрос. С другой стороны – если мы не будем бюрократизировать жизнь, если не будем уведомлять лиц, то у лиц, заинтересованных в удовлетворении своих интересов, такой возможности нет". Поэтому новая редакция КоАП разрешает считать сторону уведомленной, если суд направил ей материалы дела. На оспаривание же судебного приказа будет отведено только 20 дней. Почему был выбран именно такой срок, Плигин не уточнил, отметив только, что "были и другие предложения".

Разгрузить административное производство планируется и в делах по оспариванию результатов оценки кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость часто отличается от рыночной стоимости из-за постоянных изменений конъюнктуры рынка, пояснил Плигин необходимость пересмотра подходов. "Поэтому мы полагаем, что количество дел в этой сфере будет значительно больше". Но планируется формирование "специальных бюро, которые будут заниматься оценкой кадастровой стоимости," – поэтому таких дел в итоге станет меньше, заключил глава комитета Госдумы.

Новая версия проекта нового КоАП будет обнародована к концу мая – началу июня, пообещал Плигин. Но рассматривать его парламентарии будут уже осенью, после выборов. "Мы не будем проводить первое чтение в этом созыве, мы считаем, что задача не в соблюдении неких сроков или появлении продукта, который нужно сделать немедленно, мы считаем, что это глубокая профессиональная задача, и, чтобы выполнить ее, нам необходимо еще время", – говорил ранее Владимир Плигин.

Первая версия нового КоАП, внесенная в Госдуму в декабре 2015 г., была широко раскритикована экспертами и бизнес-сообществом, назвавшими его "карательным", поскольку он существенно увеличивает размеры санкций по некоторым статьям, а также вводит такую меру административного наказания, как ликвидация юридического лиц. "Существующий сейчас вариант проекта КоАП, вопреки утверждениям его разработчиков, не может быть полезен ни бизнесу, ни государству", – отмечал эксперт Центра развития современного права Дмитрий Морев. По его мнению, переработанный кодекс "по сути предполагает полный отказ от арбитражного процесса в административных спорах, что ухудшает возможности бизнеса по защите своих интересов". С другой стороны, считает Морев, в рамках АПК рассмотрение этой категории дел осуществляется за пределами сроков давности привлечения к ответственности, чего новый КоАП не предполагает. "И здесь финансовые потери грозят уже государству", – заключал эксперт.

Мария Кунле