Выйти из клеток своих юрисдикций: что поможет бороться с картелями

Представители антимонопольных ведомств разных стран обсудили, как бороться с международными картелями в рамках круглого стола «Актуальные вопросы антимонопольного правоприменения. Международно-правовой инструментарий борьбы с картелями». Залог успеха – ежедневное взаимодействие и чётко прописанный закон, пришли к выводу эксперты.

Открыл сессию Андрей Цариковский, заместитель руководителя ФАС России. Если несколько лет назад антимонопольной практики практически не существовало, то сегодня борьба с картелями в России вышла на другой уровень, констатировал он. Однако и картели за это время профессионализировались. Сравнить их можно с раковой опухолью, заметил Цариковский: стоит ликвидировать картель в одной отрасли, как аналогичный появляется в другой. Растёт и число международных картелей – и здесь встает вопрос обмена данными с другими государствами. «Только международная кооперация, дающая возможность получить сведения от зарубежных коллег, – один из немногих действительно мощных инструментов при расследовании картелей», – заметил Цариковский.

"Если у нас будет единое с другими государствами правовое поле по картелям, мы сможем добиться общей терминологии, единых стандартов доказывания, наказания за картельный сговор. Надо выходить на единые механизмы и новые международные соглашения, создание единого правового пространства борьбы с картелями. Картель – проблема трансграничная, и бороться надо трансграничными методами», – указал замглавы российского антимонопольного ведомства. «Пора выходить из тесных клеток своих юрисдикций», – поддержал коллегу Андрей Тенишев, начальник управления по борьбе с картелями ФАС.

Согласились с ними и представители антимонопольных органов Франции, Австрии, Бразилии, Китая, присутствовавшие на круглом столе. Все они солидарны: для борьбы с картелями необходима совместная работа антимонопольных органов разных стран. Для этого следует максимально формализовать механизмы работы – как в области сбора доказательств, так и обмена данными. Последний вопрос часто становится камнем преткновения в том числе и из-за необходимости делиться конфиденциальной информацией. Рискует бизнес и раскрывая информацию, пытаясь смягчить ответственность за сговор: притом что в одной стране ответственность будет минимальна, в другой, в условиях открытых данных, компанию можно привлечь к ответственности, заметил Джон Дэвис, директор отдела по конкуренции ОЭСР. Для бизнеса это может быть фатально: «Больше чем 2 раза в жизни перенести картельный штраф невозможно, потом можно наниматься в другие профессии – например, в дворники», –иронизировал Цариковский.

Здесь необходим принцип единого окна, уверен он. О гармонизации законодательства в этой области говорить рано даже странам ЕС, заметил он, но нужно двигаться к цели небольшими шагами: для начала надо добиться, чтобы соглашения о смягчении ответственности действовали в максимальном числе стран.

Ежедневное взаимодействие – залог успеха и для стран ЕАЭС, уверен Дэвис. "Для успешной борьбы с картелями странам Евразийского экономического союза нужно эффективное повседневное сотрудничество. Меморандумы, протоколы, конечно, должны быть, но затем нужна повседневная работа. Тогда всё пойдёт хорошо", – дал он совет российским коллегам.

На важность экономического анализа в вопросах борьбы с картелями указал Виталий Пружанский, эксперт RBB Economics. Достаточно неправильно определить рынок, на котором действует картель, — и в суде требования не устоят, предупредил он сотрудников.

Евгений Большаков, советник АБ ЕПАМ, рассказал собравшимся об особенностях расследования картелей, в которых есть иностранные участники: он уточнил, в каких случаях можно привлекать к ответственности иностранного участника, как запрашивать информацию, в каких случаях отвечать на запрос ФАС, а когда предоставления информации можно избежать. Указал он и на слабые места инструментария российской антимонопольной службы. Так, в некоторых странах есть ответственность за несохранение доказательств. В России такой практики практически нет, что лишает ФАС эффективного инструмента в борьбе с картелями, заметил он.

Алексей Добрынин, партнёр Pen&Paper, посвятил свое выступление вопросам взаимодействия ФАС и правоохранительных структур. В отличие от взаимодействия МВД и налоговой службы, которое прописано и работает достаточно чётко, у ФАС возникает ряд проблем: даже если для работы – например для сбора доказательств, привлекаются правоохранительные структуры, то получить доказательства антимонопольщикам оказывается сложно. Чтобы избежать бюрократизации процесса, необходимо внести поправки в действующее законодательство, предложил Добрынин.