Рост таит в себе опасности: эксперты дали свои советы по управлению юрфирмой

Какой солдат не мечтает стать генералом, а точнее – какой юрист не хочет стать счастливым управленцем успешной фирмы в своей сфере. Но путь к такой вершине не всегда гладок. О препятствиях, которые могут встретиться, поговорили эксперты, опираясь на свой личный опыт.

Центральной темой обсуждения стал вопрос роста юрфирм и поиск нетривиальных ответов на него. Ведь сложно сказать однозначно – что же такое рост? Для одних он будет заключаться в расширении штата сотрудников, для других – в увеличении численности клиентов и размера прибыли в расчете на партнера, а единого стандарта здесь нет. Модерировал дискуссию Владислав Забродин, управляющий партнер Capital Legal Services

Управляющий партнер Bivonas Law LLP Энтони Браун предостерегал юристов от опасностей в погоне за ростом: «Если ваша фирма хорошо зарабатывает деньги, то хочется все больше и больше, но количество не всегда обеспечивает качество». По его мнению, руководству компании нужно уже на начальной стадии иметь представление о том, во что превратится их фирма по итогам роста.

Джозеф Брэнд, партнер Squire Patton Boggs, призывал коллег не забывать о том, что клиенты всегда хотят получать услуги, ориентированные индивидуально на каждого из них, и требуют качества: «Если они работают в Лондоне, то им нужны лучшие специалисты в Лондоне, а не те, кто на хорошем счету в Вашингтоне».

Управляющий партнер «Каменская & партнеры» Татьяна Каменская полагает, что, как ни крути, а ключевой составляющей роста почти всегда будет финансовая сторона. Она даже привела весьма радужную статистику: за последние 16 лет более двух тысяч юрфирм в России пятикратно увеличили и свою прибыль, и численность коллектива. Правда, как тут же сказал Василий Рудомино – старший партнер юридической фирмы «АЛРУД»: «Все это лишь благодаря благоприятной культуре рынка». Каменская с ним согласилась и заметила, что в обществе повысился спрос на право за последние 10–15 лет, хотя правовая культура еще и далека от идеала.

Юрист представила слушателем свое видение стадий роста. Она условно выделила четыре части: на первых парах руководителей компании ведет вперед энтузиазм – желание зарабатывать деньги оказанием юридических услуг. Далее – желание и умение управлять людьми. Переломным является этап под кодовым названием «Все могу». Если его получится преодолеть, то уже следующая фаза – зрелости – даст юрфирме понимание, как превратить свою фирму в институционализированную организацию. В то же время она предупредила: «Рост не может и не должен быть самоцелью». По ее мнению, качественным юристам клиенты платят за то, чтобы специалисты превращали невозможное в возможное.

Партнер Dentons Europe Гленн Коллини советовал не расстраиваться, даже если доходность фирмы не растет, возможно, это успешно компенсируется тем, что компания становится мультикультурной – это уже рост. Не лишним, по его мнению, будет на определенном этапе сделать практику «pro bono».

Юристам он предложил вариативность в направлениях развития: кто-то выберет органический рост, а другие откроют практику за границей и привлекут иностранных партнеров. Возможен и третий вариант – слияние или комбинирование. С последним, по его словам, нужно быть аккуратным – возможно, эффективнее влиться в какой-то союз или альянс.

Мартин Льюис – ныне директор Rubinstein Phillips Lewis Smith Ltd – в свое время пришел к выводу, что лучше иметь команду из 8 профессионалов, чем огромную компанию численностью в 400 работников. Его секреты успеха в чем-то, может, пересекаются с тезисами Каменской, но обладают и своими отличительными моментами. Так, например, он советует повышать число постоянных клиентов и хорошенько призадуматься, прежде чем браться за новую сферу, открывая по ней отдельную практику.

Рудомино призывал управленцев ставить перед собой вопрос: что реально нужно для российского рынка? Он уверен, что размер наших юридических фирм не соответствует потребностям экономике. Их компания развивается педантично медленно, все еще пытаясь точно понять, что представляет собой юридический бизнес: «Когда мы начинали, то за нами никого не было, являлись, по сути, первопроходцами». Выделил он и основные препятствия на пути развития отечественных юрфирм: отсутствие прозрачности самих компаний, налоговые риски, «скелеты в шкафу», зависимость от одного или двух крупных клиентов.

Но есть все же одна особенность, которая отличает российские юридические компании от зарубежных: контраст в корпоративной культуре, отношениях с клиентами, одним словом, в России есть из чего выбрать на любой вкус и цвет.