Юридические аспекты российско-китайской инвестиционной деятельности

19 мая в рамках ПМЮФ была проведена панель, участники которой обсудили юридические аспекты российско-китайской инвестиционной деятельности. Корреспондент Право.ru поговорил на эту тему с Александром Молотниковым, председателем правления Русско-китайского юридического общества, созданного на базе юрфака МГУ.

– Можно ли объяснить актуальность темы антизападными санкциями и политическим поворотом России "на Восток"?

– Она связана не только с санкциями. Надо помнить, что Китай – это самый близко расположенный стратегический партнер России. Да и в целом считаю, что всему азиатскому направлению уделяется незаслуженно мало внимания. 

– Какую роль в политическом и экономическом сотрудничестве Китая и России играют юристы?

– Они – мостик между политиками и бизнесменами двух стран, которые помогают реализовывать разные проекты. Нашим юристам привычно работать с западными юрисдикциями, но к сотрудничеству с китайцами надо подготовить, ведь это не только свои вопросы права, но и своя деловая культура. Нам надо друг друга узнавать. 

– Чем занимается Русско-китайское юридическое общество, созданное на базе юрфака МГУ?

– Это не только подготовка юридических кадров, но и аналитическая работа на основании русских и китайских источников, и объединение юркомпаний, которые связаны с Китаем.

– Можно ли сказать, что Китай – перспективное направление развития русского юрбизнеса и спрос здесь превышает предложение?

– Да. Недооценен не только Китай, но и другие азиатские страны: Япония, Южная Корея, Индонезия. К тому же, пообщавшись с некоторыми специалистами, которые работают с Китаем, я узнал, что они себя переоценивают, хотя прочитали всего несколько статей и один раз съездили в эту страну. Но тот юрист, который готов не один год завязывать контакты, учиться и познавать дух Китая, будет успешен.

– Каково работать с китайскими юристами, чем они отличаются от российских?

– Китайцы упорные и целеустремленные, зачастую хитрые и жесткие. Они "играют вдолгую", мыслят стратегически и долго помнят и хорошее, и плохое. Например, если вы пять лет назад не прислали за китайским партнером такси, он может вам это припомнить.
 
– У нас выражена профессионализация, а китайский юрист – это не в последнюю очередь предприниматель и готов помогать доверителю, который преследует бизнес-цели. Если у него есть два клиента, один из которых покупает лес, а другой продает – тот с удовольствием сведет их вместе. Еще у партнеров крупных юркомпаний в Китае принято преподавать право в вузах, и через институт какого-нибудь города легко найти выходы на всех его юристов.