"Вековые этические нормы диссонируют с новыми реалиями"

Бывший член Совета Федерации, а ныне - статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов Константин Добрынин и журналист Антон Красовский в рамках Петербургского международного юридического форума поговорили с "Право.ru" об этических проблемах, которые возникли с приходом нового поколения юристов, взращенного соцсетями, а также поделились своим видением относительно возможного запрета заочного юридического образования.

- Чем вам интересен форум?

Антон: Мне оно интересно, потому что мы с моим товарищем Константином Добрыниным делаем здесь панель, которая посвящена медиа и социальным сетям.

- Какие вопросы вы видите наиболее острыми и дискуссионными на мероприятии?

Константин: Их на самом деле не так много. Одну из них уже назвал Антон - "Юристы в социальных сетях". Вторая тема, которая будет резонировать: "Право на здоровье", потому что на ней будет обсуждаться эпидемия СПИДа, которая сейчас идет в нашей стране. Обсудят и предложат те правовые средства, которыми ее можно как-то остановить. Выделил бы еще "Криминальное банкротство" и "Сакральное пространство музея".

- В какой-то мере, продолжая тему вашей панели, скажите, насколько сильно ИТ-технологии меняют современное юридическое сообщество?

Добрынин: Очень существенно. Сейчас сформировалось то поколение юристов, которое выросло в Facebook. У них совершенно другое отношение к границам дозволенного, к нормам этики. Нельзя говорить, что это плохо, они просто абсолютно другие. И те этические нормы, которые существуют в адвокатуре и юридической профессии веками входят в некий диссонанс с новыми реалиями. И этот как раз тот вызов, который стоит перед нашими юристами: адвокатами, судьями, прокурорами, на ближайшие десять лет. В США, например, эта проблема имеет уже обширную судебную практику. Мы же делаем только первые шаги.

- Как вы относитесь к потенциальному запрету заочного юридического образования?

Добрынин: Вопрос очень философский. Дело не в том, чтобы запретить его. Некоторые не учатся и на очном. Проблема не в технологии образования, а в желании конкретного человека учиться или нет. Есть и другой проблемный аспект — абсолютная коррупционная составляющая, которая присутствует, надо называть это прямо, в некоторых квазиюридических вузах.

- И как же с этим бороться эффективно?

Красовский (шутит с улыбкой): Расстрелами.

- Может, все же закрытием неэффективных учебных заведений?

Добрынин: Я думаю, что да. Надо посмотреть внимательно, кто же на самом деле учит юристов и сделать выводы с точки зрения лицензирования учебных заведений.

 

Алексей Малаховский